Р.Ю. Ибрагимов
Современные ученые, политики, социологи, наконец, уже понимают, что с одного края Россию не поднять, иначе придется переворачивать, а продолжение мы знаем. Лишь совместные усилия, целостное представление о проблемах, разумное их решение может сдвинуть с места мощную, тяжелую, неповоротливую субстанцию. Странно, что теория до сих пор еще не дает представления о том, как России жить дальше, но еще более странно то, что мы не знаем, как жить сейчас.
На наш взгляд, это происходит по причине двух болезней нашей науки – отсутствия современной номологии (номос – греч. «закон») и зыбкости методологии. Нынешние теоретики варятся в котле старых закономерностей, навязших в зубах так называемых «объективных законов социального развития», сформулированных еще марксизмом-ленинизмом. Панацеей от всех проблем была диалектика, перевернутая с ног на голову, поскольку Гегель ее разрабатывал применительно к мировому духу, а не к суетной материальной действительности. Процесс развития общества представлялся механистически, как работа четырехтактного двигателя; соответственно на это работали все законы и категории.
В науке еще нет термина «номология» как учения о законах и категориях развития человечества и социума, но такой раздел общей теории должен быть, и его необходимо немедленно разрабатывать. Прежние законы свертываются и исчезают перед лицом новой науки и методологии, к примеру, перед синергетическим подходом к современным проблемам. Прежние понятия, «заезженные» идеологией и политикой, уже не в состоянии выразить содержание исследуемого феномена. Их уже невозможно использовать в чистом смысле, они теряют право на существование, тем более не могут хоть что-то дать будущему. Понятие «интернационализм», «интернациональный» еще долго будут ассоциироваться с коммунистическим интернационализмом или «интернациональным долгом»; термин «ассимиляция» стал штампом, дискредитировавшим себя на научном и бытовом уровнях. Нужен новый.
Нам представляется, что термины с высоким значением и глобальным содержанием должны найти в себе не только объективно-истинное содержание, но и затрагивать духовные, нравственно-психологические аспекты человеческого существа и существования. Так, слово единение могло бы заменить термины интеграция, консолидация, ассимиляция и др. Оно выражает не только внешний процесс, но и внутреннее стремление людей в глобальном процессе человечества. Синонимом ему могло бы служить понятие «слияние», но с оттенками иных значений, например, объединение, миксация и т.д. Подобные корреляции необходимо установить и в других «гнездах» синонимичных терминов, используемых в различных областях социальной науки и практики.
Неразбериха в закономерностях и категориях, старые и подходы в осмыслении прошлого, настоящего и будущего на фоне прогрессивных глобальных изменений, интеграционных процессов дает диссонанс, порождающий непонимание и конфликты. Волей-неволей мы идем в будущее, не осознав законов прошлого. То, что, казалось бы, безвозвратно кануло в историю, всплывает из глубины первобытного мира: люди снова пытаются объединиться на основе общности крови, языка, религии… – тех интеграторов начальной истории человечества, которые уже пройдены. Неужели это путь к будущему?
В прошлые века движением интеграционных процессов становилась национальная идея. В России, надо прямо сказать, национальной идеи как понятия никогда не было; были различного рода интегрирующие факторы, под которыми такая идея и понималась. Но она не спускается сверху, не может быть надолго запущена идеологами, а формируется изнутри, рождается снизу. Ничего придумывать не надо., разве что придать духовно-нравственную и знаковую этическую форму. Издавна известны базовые концепты и горизонты, к которым стремится человечество. Они универсальны: мир, безопасность, любовь. Война – вред, обособление – вред, разные народы – вред, разные государства и формы правления – вред.
Национальные цели России XXI века требуют превращения ее в одну из великих постиндустриальных держав планеты. Национальная идея России не может сложиться в отрыве от национальных идей мира, каждого гражданина, каждого государства. Они нужны и будут развиваться только в русле эволюции и мировой цивилизации, коэволюции всех наций. и концепция глобального единения должна быть совершенно определенной: единая территория – единое государство – единый народ. Это – будущее мироустройство, к которому надо стремиться. Здесь на помощь законам мироздания, миробытия мироустройства должны прийти субъективные – юридические законы, обеспечивающие механизм достижения целей человечества: закон единой территории, закон единого государства, закон единого народа. И это будет в согласии с фундаментальным законом всеединства на Земле и во Вселенной.
Чтобы осмыслить эту насущную громадную задачу, российской науке необходимо начать с самого начала, с корней Киевской Руси – какими факторами достигалось и поддерживалось единство территории и объединившихся на ней племен? Как они стали русичами из такого многообразия этносов? Различные отрасли социального знания могли бы досконально, конкретно и многосторонне показать историческое движение различных племен к миксации, используя все возможные источники – от патристики до летописей и устоного-народного творчества. Здесь интересно все: конкретный род и конкретное племя, откуда оно пришло, осталось ли в составе Руси или откочевало дальше, какая у него была религия, кто его вожди, где оно сейчас и каким образом изменилось. Интересуют и отдельные личности, повлиявшие на ход единения людей, какие добрые зерна посеяли на ниве молодого государства.
Так формировались все современные нации, вмещая в себя все новые племенные и новые племенные потоки, тем самым подтверждая биологический закон «обновления крови» для оздоровления и устойчивости народа. И с такой же истинностью мы можем утверждать: нет генетически чистого этноса, народа, нации. Распространенная среди ученых – этнографов, социологов ошибка – это допущение, что есть отдельные, исторически не смешанные с другими народами этносы. Это миф. Все шли одним путем – через смешение, вливание, объединение (добровольное или насильственное). Это – естественные процесс, он идет тысячелетиями. Нет никакого Рубикона, перейдя который один народ превращается в другой – процесс слияния – спонтанный.
Сегодня еще сильно действует стагнатор этнической самоидентификации: я – башкир, армянин, русский, турок, китаец, чеченец – и никто больше. А откуда ты взялся? Вряд ли он знает, где его предки были три тысячи лет назад. Все сведения – со слов. Практически вся история народов – это войны, покорения, захваты, невольничьи рынки, межэтнические браки; позже – эмиграция и иммиграция, добровольная смена этнонима и т.д. Проявляется закономерность: ЧЕМ ВЫШЕ УРОВЕНЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ, КОНСОЛИДАЦИИ, АССИМИЛЯЦИИ, ТЕМ ВЫШЕ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА: НА ФИЗИЧЕСКОМ ПЛАНЕ, ГЕНЕТИЧЕСКОМ, УМСТВЕННОМ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ И Т.Д. ТО ЕСТЬ ЧЕМ ШИРЕ И ГЛУБЖЕ УРОВЕНЬ СЛИЯНИЯ, ТЕМ ЛУЧШЕ, ЦИВИЛИЗОВАННЕЕ ЖИВЕМ.
Задача науки и практики – работать не над тем, что нас разъединяет, а искать точки единства, а значит, и роста; все то, что нас объединяет. Справедливо отмечал отец Александр Мень: стены, которые мы воздвигаем меж собой, не доходят до Бога. Объединяет в конце концов один Бог. Нам мешают стереотипы – привычки мышления, а привычки могут стать «второй натурой», поэтому от них надо как можно скорее избавляться. Победит тот взгляд, который победит стереотипы. Нужен стиль, сила аргументации, способ подачи мысли, не вызывающий сомнения при разъяснительной работе, украшенный интересными, яркими и достоверными примерами из исторического процесса единения народов.
Все же чаще всего объединение осуществлялось, исходя из двух целей – для нападения или обороны, и это тоже закономерность истории. Выявив тенденции прошлого и настоящего, мы можем прогнозировать будущее с учетом новых факторов, новых выявленных законов социального развития, а также юридических установлений для нормальной жизнедеятельности – не против кого-то, а за единение всех со всеми, ЗА единство в многобразии. Это будет единение через уважение ко всем и каждому. Человек будет гордиться не своей мифической этнической «чистотой», а изначальной наполненностью энергией многих народов, их здоровьем, духовностью, интеллектом.
Мы генетически вобрали в себя все достижения ума и духа предков – на разных уровнях и фазах интеграции, но не умеем пользоваться этим достоянием. Пришло время выровнять вектор движения во имя блага всех живущих на Земле – мирным, эволюционным способом. Форму государственного правления должны постепенно заменить поступательное движение, общая цель – это и есть национальная идея, которая конкретно определяется поставленной целью. Надо найти доминанту на каждом ряду первостепенных концепций. При осуществлении первого ряда (единая Земля – единое государство – единый народ) идет второй ряд: здоровая земля – здоровое государство – здоровый народ. Третий ряд – права человека и т.д. Непререкаемым авторитетом всегда останется человек – независимо от этнической принадлежности и наконец уйдет в прошлое глупая сентенция: «Мы – многонациональный народ России». Пока бытует этот нонсенс, мы не сдвинемся с места.