Рустам Ибрагимов
«ОБЩЕСТВО И ПРАВО» № 1 (7), 2005
Научный журнал на тему: Государство и право. Юридические науки
Издательство Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации»
ISSN (печатный вариант): 1727-4125
Область наук Государство и право. Юридические науки
Ибрагимов Рустам Юрьевич
доктор социологических наук, профессор,
генеральный директор Института стратегии национальной безопасности.
Одной из первопорядковых, основополагающих потребностей человека, укорененной в сфере инстинктов — тесно связанной с инстинктом самосохранения, — является потребность в безопасности, предполагающая стремление к защите от неблагоприятных воздействий извне и резких внутренних изменений. Несмотря на изначальную связь с конечностью индивидуального существования, потребность в безопасности переносится и на более сложноорганизованные формы бытия человека, на существование социальных образований — семьи, иных видов групп, общества и государства.
Естественно, что на уровне общества безопасность представляет собой сложную и многоплановую конструкцию. Экономическая безопасность как одна из составляющих системы национальной безопасности является частью этого сложного целого и в то же время выступает основой формирования других, в чем-то производных от нее частей системы: военной, технологической, продовольственной, экологической безопасности.
Семантически категория «экономическая безопасность» представляет собой спецификацию термина «безопасность». Толковый словарь русского языка определяет слово «безопасность» как отсутствие опасности: «Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов общества и государства от внутренних и внешних угроз». Иначе говоря, под безопасностью понимается определенное состояние субъекта, характеризующееся крайне малой вероятностью негативных изменений присущих этому субъекту качеств и параметров его внешней среды. Безопасность как состояние субъекта определяется некоторым конкретным сочетанием различных параметров жизнедеятельности. При изменениях этого сочетания происходит отклонение от безопасного состояния, требующее, в свою очередь, определенных целенаправленных «возвратных» изменений. Сам субъект при этом может не вполне адекватно оценивать уровень собственной безопасности. Глубина расхождения между субъективной оценкой и реальным положением дел зависит от полноты и глубины информации о складывающейся ситуации, от степени влияния ее изменений на состояние безопасности и т.д. Понятие безопасности выражает отрицание опасности, состояние защищенности объекта, подвергающегося опасности, который может продолжать свое существование и развитие. По мнению В.И. Кушлина, понятие безопасности «характеризует некую философию существования живого, его жизнедеятельности и развития… Это понятие употребляется применительно к самым различным процессам, как природным, так и социальным. Оно отражает не только специфические признаки феномена безопасности в конкретной, специфической сфере деятельности, но и включает в себя то общее, типическое, устойчивое, что характерно для всех областей жизнедеятельности человека и общества. Это общее состоит в том, что безопасность как условие и стратегия защиты от опасности нацелена в конечном счете на выражение социальной системы, личности, общества и государства»[1].
Категория экономической безопасности не получила пока единого и четкого определения в отечественной научной литературе. На расплывчатость и недостаточную отрефлексированность использования этого термина указывают, в частности, А. Прохожев и М. Корнилов, которые отмечают, что небольшого срока существования понятия экономической безопасности в российском обществоведческом дискурсе не хватило для того, чтобы на достаточном теоретическом уровне концептуализировать его. Об этом, по их мнению, и мы с ними вполне солидарны, свидетельствует большое количество бытующих ныне в литературе самых разных определений: им удалось выявить до тридцати (!) таких определений, «принципиально отличающихся друг от друга как семантикой подлежащего, так и по общему смыслу»[2]. Того же мнения придерживается и В. Тамбовцев, который утверждает: «Понятие экономической безопасности принадлежит к числу тех, которые, с одной стороны, всем интуитивно вполне ясны, а с другой — трудно определимы в достаточно корректной и исчерпывающей форме». И далее продолжает: «Не претендуя на универсальность, примем следующую «рабочую» трактовку: под экономической безопасностью той или иной системы будем понимать совокупность свойств состояния ее производственной (в широком смысле) подсистемы, обеспечивающей возможность достижения целей всей системы»[3]. По мнению В.А. Савина «экономическая безопасность представляет систему защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могут выступить: народное хозяйства, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности»[4]. Согласно Л.И. Абалкину «экономическая безопасность — это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику»[5]. Нам представляется, что содержание понятия «экономическая безопасность» не может быть сведено только к определенному состоянию производственной подсистемы, даже если последняя понимается предельно широко, поскольку в своем функционировании эта подсистема не остается изолированной, а ее состояние всегда тесно связано с состоянием других подсистем экономики. И более того, как мы постараемся показать далее, экономическая безопасность страны во многом определяется состоянием общества и его институтов. Итак, в узком — сугубо экономическом — смысле под экономической безопасностью следует понимать важнейшую качественную характеристику всей экономической системы в целом, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства. Но в более широком — социетальном — контексте экономическая безопасность представляет собой, по нашему мнению, качественную характеристику общества, исследуемого в экономическом срезе, то есть рассматриваемого как целостность, которой состояние экономики является одним из индикаторов жизнеспособности и функциональной согласованности основных социальных институтов, идеологий и культуры. При этом, разумеется, экономическая безопасность понимается нами не как структура защиты национальной экономики, а как определенное качественное состояние последней. Близкое нашему понимание термина «экономическая безопасность» развито А. Илларионовым, который пишет: «Под экономической безопасностью страны понимается такое сочетание экономических, политических и правовых условий, которое обеспечивает устойчивое в длительной перспективе производство максимального количества экономических ресурсов на душу населения наиболее эффективным способом»[6].
Рассматриваемая как состояние, обладающее тем не менее какой-то процессуальной динамикой, экономическая безопасность может исследоваться с точки зрения структуры, в которой, следовательно, необходимо для начала выделить субъект и объект. Так, в роли субъектов национальной и экономической безопасности в рамках социума могут рассматриваться отдельные индивиды, социальные группы, государственные, негосударственные и хозяйственные организации, осуществляющие деятельность по профилактике и преодолению экономических и социальных рисков и угроз. Это обстоятельство нашло отражение в формулировке Закона РФ «О безопасности», согласно которому граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, иначе говоря, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономных областей и автономных округов, принятыми в пределах их компетенций в данной сфере.
Говоря об объектах экономической безопасности, следует отметить, что последняя имеет как собственный объект — экономическую систему страны, так и объекты на пересечении с другими сферами: социальной, военной, информационной, экологической и др. Поэтому проблему экономической безопасности обычно рассматривают как в собственно экономической сфере, включая внутриэкономические и внешнеэкономические проблемы, в том числе проблемы на их стыке, так и в областях пересечения экономической сферы со смежными внеэкономическими сферами: военно-экономической, сферы защиты научно-технического и интеллектуального потенциала страны, сферы взаимодействия экономики и природы и т.д. Социальные институты общества, являясь его системообразующими элементами, с необходимостью включены в процессы обеспечения его безопасности, что делает обязательным институциональный анализ проблем, связанных с поддержанием экономической безопасности.
Кроме субъектов и объектов в структуре экономической безопасности можно выделить три следующих важнейших элемента[7].
Неотъемлемый элемент структуры экономической безопасности общества составляет его экономическая независимость. В абсолютном смысле под экономической независимостью следует понимать способность общества к самосохранению и воспроизводству экономики вне хозяйственного взаимодействия с другими странами. Однако в современном мире, все более сознающем единство и взаимосвязанность национальных экономик в системе международного разделения труда, понятие экономической независимости становится все более условным, сводясь к возможности общества контролировать свои национальные ресурсы, к достижению такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечил бы ее конкурентоспособность, а следовательно, давал бы стране возможность равноправного участия в международной торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.
В качестве второго основного элемента структуры экономической безопасности можно выделить стабильный и устойчивый характер функционирования национальной экономики. Экономическая стабильность общества позволяет обеспечить защиту государством всех форм собственности, гарантирует надежность инвестиций, в том числе и долговременных, и в целом любого законного предпринимательства, способствует ограничению действия дестабилизирующих экономику факторов.
Третий важнейший структурный элемент экономической безопасности составляет способность национальной экономики к динамическому саморазвитию, что предполагает органичность для общества принятых правительством стратегий экономико-социального развития. В условиях современной России этот аспект представляется наиболее значимым, поскольку модернизация здесь остается насущной задачей. Требования предъявляемые к темпам и качеству экономического развития, определяют важность для поддержания экономической безопасности создания благоприятного климата для инвестиций и инноваций, непрекращающейся модернизации производства и форм менеджмента, стимулирования вложений капитала в качество рабочей силы, в рост профессионализм и культурно-образовательного уровня населения. Таким образом, динамические аспекты экономической безопасности в настоящее время приобретают принципиальное значение.
Мы видим, что экономическая безопасность как феномен жизнедеятельности общества имеет комплексный характер и может рассматриваться как система, включающая, помимо самой производственной сферы общества, и другие подсистемы, взаимодействующие с производственной подсистемой. И все же уровень связей образует только один из подуровней экономической безопасности, сам по себе еще не отражающий ни эффективности производства, ни степени слаженности взаимодействия подсистем. Естественно, основу экономической системы составляет производственная подсистема, прочие же подсистемы, в сущности, остаются на роли вспомогательных. Однако с точки зрения обеспечения экономической безопасности даже самое стабильное и эффективное состояние производственной подсистемы может быстро оказаться разрушенным.
Экономическая безопасность как категория тесно связана с понятиями развития и устойчивости. Как вытекает из выделенной и проанализированной выше структуры экономической безопасности, способность экономики к развитию составляет один из компонентов последней. Ограниченность актер потенциала экономического развития в любом случае бывает сопряжена с пониженной адаптивностью экономики как системы, что сказывается в значительном сокращении возможностей ее самосохранения, сопротивляемости внутренним и внешним угрозам. Устойчивость экономической системы и экономическая безопасность представляют собой две близкие и тесно взаимосвязанные ее характеристики. Если понятие устойчивости включает в себя индикаторы прочности и надежности всех составляющих системы, ее внутренних связей на всех уровнях и между уровнями, адаптивность и способность противостоять тенденциям энтропии, то под безопасностью следует понимать состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности самовыживания в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов[8].
Итак, мы вкратце рассмотрели понятие экономической безопасности в аспектах его содержания и структуры, а также проследили его связи с другими близкими к нему характеристиками экономики. Выяснив, что экономическая безопасность представляет собой системную характеристику функционирования экономического организма, перейдем теперь к более конкретному уровню анализа и обратимся к отечественной эмпирии.
Не случайно в настоящее время проблемы национальной экономической безопасности России привлекают всеобщее внимание исследователей и становятся предметом оживленных научных и публицистических дискуссий. Поскольку экономика по марксистской традиции привычно рассматривается как базовая, несущая конструкция общества, в ней ищут конечную причину всего, что происходит в нем, а экономическая безопасность понимается как основа и детерминанта состояния всех прочих составляющих национальной безопасности. Тотальный экономический кризис, охвативший пореформенную Россию, поставил под угрозу безопасное существование ее экономики на всех уровнях, что вызвало и до сих пор вызывает закономерный интерес исследователей всех обществоведческих специальностей к проблемам самосохранения российского общества и выбора стратегий дальнейшего экономического развития.
Оснований для такого интереса не занимать. Как подчеркивает С. Глазьев, основную причину сложившейся ситуации кризиса национальной безопасности России составляет происшедший в девяностые годы спад производства почти вдвое. На фоне резкого сокращения экономического пространства страны в результате распада СССР этот спад способствовал сокращению вчетверо доходной базы государства, что выразилось в резком падении показателя ВВП. Статистика наглядно демонстрирует это падение. По объему внутреннего валового продукта российская экономика конца девяностых годов уступала таким далеко не высокоразвитым странам, как Мексика, Бразилия, Индонезия. Этот базовый индикатор экономического потенциала в России в 10 раз ниже, чем в США, в 5 раз ниже по отношению к Китаю, в 2 раза — в сравнении с Германией и Индией. Итак, Россия, традиционно считавшаяся великой державой, оказалась отброшенной во вторую десятку государств современного мира. По объему производства на душу населения она сравнялась со слаборазвитыми странами, такими как Панама или Алжир[9]. Тем самым Россия значительно превысила пороговое значение уровня спада производства: объем ВВП составляет всего 40% от минимального (порогового) значения, а по его объему на душу населения -25%.
Не только дальнейшее снижение уровня производства и экономической активности, но даже и остановка на указанных показателях были бы несовместимы с самыми элементарными требованиями национальной безопасности. По мнению Глазьева, этот факт находил наиболее яркое проявление в бюджетном кризисе. Ибо в условиях ускоряющегося спада производства и ухудшения финансового состояния производственной сферы уровень налоговых доходов федерального бюджета оставался недостаточным и покрывал чуть больше половины расходов. Принимая во внимание растущую ориентацию отечественного финансового рынка на потребности иностранного капитала, на тот момент приходилось делать вывод о реальной угрозе утраты контроля над динамикой основных составляющих экономической системы — финансов, недрополь- g ââi èy, èi о ââncöceocöü cöâl пн боа è nâygè[10].
Несмотря на принадлежность приведенных Глазьевым данных к недавнему прошлому в настоящем коренного изменения ситуации не произошло, хотя наметились определенные позитивные сдвиги, дающие некоторую надежду.
Так, на протяжении последних лет (1999-2001 гг) наблюдаются тенденции экономического роста, связанные с большими сдвигами в структуре выпуска продукции, с ростом чистого экспорта с 7% ВВП в 1998 г. до 20% в 2000 г. и падением конечного потребления с 77 до 63%. Это отразилось и в изменении пропорций распределения дохода: в сторону увеличения доли прибыли за счет заработной платы. Личные доходы трудящихся в середине 2001 г все еще оставались на 10% ниже докризисного уровня, в то время как промышленное производство стало на 15% выше. Доля инвестиций в основной капитал в ВВП также продемонстрировала небольшую восходящую тенденцию, но в то же время, оставаясь равной 18%, представляется довольно низкой с точки зрения высокой степени износа основных фондов в российской экономике, а также текущих задач по реструктуризации. Доля промышленного производства в ВВП также увеличилась, что согласуется с индустриальным характером наблюдаемого роста. Можно утверждать, что почти во всех отраслях российской промышленности в последние годы наблюдался существенный рост[11].
Естественно, что на фоне длительно имевшего место кризиса ликвидности и отсутствия средств у отечественных предприятий российская экономика превратилась в поле деятельности иностранных компаний, что можно рассматривать как реальную угрозу потери национального контроля над цветной металлургией, приборостроением, химической промышленностью, электроэнергетикой. Бюджетный кризис и вечная нехватка средств на самое необходимое толкали и все еще толкают региональные администрации на передачу в пользование иностранным компаниям на выгодных для них условиях расположенных на свои территориях месторождений ценных природных ресурсов.
Одновременно растущее сокращение объемов производства необходимостью повлекло за собой вытеснение отечественного производителя с мирового и даже с внутреннего рынка. Тот же С. Глазьев приводит данные Госкомстата, свидетельствующие о том, что доля импорта в российском розничном товарообороте неуклонно нарастает: если в 1991 г. ресурсы розничного товарооборота формировались на 86% за счет собственного производства и лишь на 14% за счет импорта, то за января — март 1997 г поступлениями по импорту (включая неорганизованный ввоз товаров) было обеспечено 51% всех ресурсов розничного товарооборота[12]. Эти опасные для национальной экономики тенденции при негативном варианте развития могли бы привести к прогрессирующему сокращению рынков сбыта отечественной продукции, что окончательно сделало невозможным восстановление производства. В таком случае Россия никогда больше не вернется в ряд экономически развитых стран, навсегда превратившись в «банановую республику». Согласно последней статистике, после 2000 г. возникли тенденции к росту экспорта и сокращению импорта. Внешнеторговый оборот России в 2001 г., по данным таможенной статистики, составил 141,9 млрд. долл. и достиг наивысшего уровня за последние 10 лет. Экспорт российских товаров в 2001 г. достиг млрд. долл. (снижение на 2,3%), импорт — 41,2 млрд. долл. рост на 21,7%)[13].
Системный характер экономических отношений, как мы уже подчеркивали, определяет широту объема понятия экономической безопасности, которое включает, помимо собственно экономических сторон содержания, также и социальные стороны. И это естественно. Социальная сфера играет ключевую роль не только в экономической безопасности, но и во всей системе национальной безопасности, поскольку именно в этой сфере реально воплощаются интересы личности, семьи, более крупных социальных групп, государства. Поэтому социальная сфера наиболее уязвима с точки зрения национальной безопасности, и формирующиеся в ней угрозы одновременно косвенно отражаются и на состоянии безопасности экономики. Отечественные авторы среди наиболее значимых угроз социального характера, непосредственно влияющих на производство и в целом экономические процессы, называют растушую дифференциацию доходов и уровня потребления населения; абсолютное снижение среднего уровня доходов и потребления, среднего уровня потребления белка животного и растительного происхождения, витаминосодержащих и экологически чистых продуктов на душу населения; ограничение доступности для широких масс жизненно необходимых медицинских услуг, привычного стандарта образования, культуры, отдыха; снижение уровня развития науки и государственных ассигнований на нужды науки; падение занятости населения и рост безработицы; нарастающую бедность и нищету и сопряженную с ними деградацию личности и семьи; рост детской смертности и числа абортов при общем прогрессирующем снижении продолжительности жизни; распространение алкоголизма, наркомании, проституции, венерических болезней, вирусного гепатита, СПИДа[14].
Катастрофическое состояние всех сфер жизни общества констатирует Н.Е. Покровский: «Вялотекущий, а порой и обостряющийся российский кризис, сопровождавший и сопровождающий ныне становление и укрепление новой структуры общества, с предельной нагрузкой испытывает на прочность все без исключения звенья социальной структуры. Общество то здесь, то там, то в лице одних своих представителей, то других, словно «просыпается» и выносит на общественное обозрение катастрофические факты, способные повергнуть в отчаяние даже самых стойких оптимистов. Эпидемия СПИД и туберкулеза, угроза массовых отключений энергии в зимних условиях, распад армии, нескончаемая война на Кавказе, массовое обнищание низших слоев населения, запредельная коррупция «наверху»…, и т.д., и т.п.»[15].
Наиболее значительной из перечисленных угроз социальной стабильности и экономической безопасности нам представляется резкое усиление дифференциации в доходах различных групп населения. На основе мирового опыта исследователи утверждают, что в случае восьмикратного и выше превышения доходов 10% наиболее обеспеченных групп населения над доходами 10% наименее обеспеченных, общество погружается в состояние социально-экономической нестабильности. К примеру, согласно статистическим данным, полученным на апрель 1997 г., это соотношение доходов в России составило 12,4 раза[16].
В то же время отмечаются резкие нарушения в структуре личных доходов населения по источникам их образования. В дореформенном социальном пространстве, как и в первые годы реформ, трудовые доходы граждан доминировали в общей структуре доходов. Так, по данным 1993 г. 2/3 личных доходов формировалось за счет оплаты труда. Но уже в первом полугодии 1994 г. доля доходов, полученных благодаря труду, снизилась до 50%, а в январе-марте 1997 г. она составила 41,3%. При относительно стабильной доле социальных трансфертов (пенсии, пособия, стипендии т.д.) большая часть личных доходов в январе-марте 1997 г. (45,8% получена за счет предпринимательской деятельности (помимо оплат труда), операций с недвижимостью, дивидендов по вкладам и акциям[17]. Тем самым материальные стимулы трудовой деятельности во много утрачиваются, что неизбежно приводит к снижению трудовой мотивации. В подавляющем большинстве случаев трудовая деятельность по найму становится невыгодной для работника, а его энергия почти с необходимостью обращается на поиск иных форм доходов. При этом зачастую в оплате нивелируется уровень профессиональной и образовательной квалификации, что также не стимулирует эффективность труда. Естественно, что снижение трудовых мотиваций чревато падением производительности труда, что в совокупности с общим снижением производства составляет прямую угрозу экономической безопасности страны.
Столь же угрожающей становится растущая ограниченность доступа широких масс населения к получению основных социальных услуг. Низкий уровень жизни проявляется в невозможности или затруднительности обращения к услугам коммерческого сектор образования или медицины, а бюджетный сектора с его явно недостаточным финансированием не может предоставить необходимого качества обслуживания. К тому же следует помнить о наличии теневой коммерциализации в сфере бюджетной медицины и бюджетного образования. В настоящее время специалистами уже отмечается снижение уровня образования, а также качества бесплатных медицинских услуг, притом что некоторые виды последних стали только штатными. Нельзя не видеть за этими данными прямой угрозы национальной безопасности, в том числе и экономической, в особенности, когда речь идет о личных долговременных перспективах социального развития.
Угрожающий характер к концу девяностых годов приобрел и рост безработицы, принимая во внимание ее структуру — преимущественную нехватку работы для молодежи, женщин, лиц предпенсионного возраста, представителей некоторых интеллигентных профессий и сложившийся застойный характер, особенно в областях с традиционными видами занятости (вспомним положение в шахтерских поселках). Анализируя тенденции рынка труда последних лет, нетрудно увидеть, что вместе (45,8%) с экономическим ростом наметилось и некоторое увеличение оплаты занятости. Если в начале 1999 г. уровень безработицы по определению Международной организации труда (МОТ) составлял 14% экономически многом активного населения, то к середине 2001 г. по оценкам экспертов он снизился до 8,5%, что составляет самый низкий показатель безработицы, по найму зафиксированный в России начиная с 1995 г. По данным официальной статистики быстрее всего рост занятости происходил на крупных промышленных предприятиях. Сектор торговли также создал некоторое количество новых рабочих мест после кризиса. Однако занятость в секторе малого бизнеса, по-видимому стагнирует. И доля длительной безработицы (более 12 месяцев) во всей безработице остается все еще высокой по международным меркам — от 40 до 50%[18]. Таким образом, показатели занятости, отодвинувшись от опасной черты, за которой начинается социальная катастрофа, все еще внушают опасение и по-прежнему составляют угрозу экономической безопасности России.
Одной из важнейших социально-экономических аспектов сектора национальной безопасности современной России была и остается продовольственная безопасность. Дефицит продовольственного качества обеспечения преследовал Россию на протяжении всего периода ее т теневой советской истории. Поскольку от обеспечения населения продовольствием в физическом смысле зависит жизнедеятельность последнего, снижение продовольственная безопасность составляет одно из ключевых звеньев поддержания экономической безопасности.
В последние годы способность отечественных производителей удовлетворить потребность населения в продовольствии составляет примерно 50%. Этот показатель рассчитан с учетом реального объема неорганизованного ввоза продовольствия. В то же время по мнению экспертов продовольственная безопасность страны требует, чтобы импорт продовольствия составлял не более 18-35% в удовлетворении потребностей населения. Таким образом, очевидно, что в современной России продовольственная ситуация является угрожающей. Среди множества причин, в своей совокупности приведших к такому положению в стране, главной был и остается кризис отечественного сельского хозяйства. Если в советское время дефицит ряда продовольственных товаров был обусловлен пороками централизованной системы распределения, отсутствием свободного рыночного обмена, то сейчас причины нехватки продовольствия кроются именно в падении сельскохозяйственного производства, уровень которого по оценкам специалистов составляет около 60% от среднегодового уровня за 1986-90 гг. В этом сказалось осуществленное в ходе реформ значительное сокращение государственной поддержки агропромышленного комплекса, ранее составлявшей не менее трети госбюджета. Тем не менее изобилие продовольственных товаров, представленных на отечественном рынке, не дает ощутить всей глубины сложившейся проблемы. Причины этого изобилия ясны. Прежде всего, из-за роста цен на продовольственные товары потребление продуктов питания населением снизилось почти в полтора раза, за исключением потребления относительно недорогих мучных изделий и картофеля. Помимо этой основной причины секрет продовольственного изобилия объясняется растущим импортом сельскохозяйственной продукции, объемы которого, по мнению экспертов, превышают допустимые нормы и уже несовместимы с экономической безопасностью.
На развитии продовольственного кризиса сказалась также разница в росте стоимости продукции промышленности и сельского хозяйства. Российское село, и без того претерпевшее множество ударов на протяжении своей истории, продолжает нищать. Накопленная материально-техническая база сельского хозяйства практически разрушена, наблюдается спад производства и поставок сельскохозяйственной техники, а также необходимых селу нефтепродуктов и минеральных удобрений, средств защиты растений и кормовых добавок. Селекционная и мелиоративная службы практически не получают надлежащего финансирования.
Одну из наиболее серьезных социальных угроз экономической безопасности современной России составляет криминализация и теневизация экономики и ее последствия. Характеризуя сегодняшнее состояние экономической безопасности с точки зрения усиления воздействия на нее криминальных угроз, необходимо подчеркнуть беспрецедентное усиление позиций организованной преступности в экономике. Согласно статистике около 50% отечественной экономики уже криминализовано, находится под прямым или косвенным контролем преступных элементов более 40% предприятий и почти 70% коммерческих структур страны. Мафия контролирует свыше 40 тыс. хозяйствующих объектов, в числе которых немало государственных предприятий. Доля «теневого сектора» экономики оценивается в 20% ВВП, а в торговле, коммерческом посредничестве она доходит до половины[19]. Важным элементом обеспечения экономической безопасности, в том числе декриминализации экономики, поэтому являются адекватные меры со стороны государства по защите всех форм собственности, укрепление ответственности за соблюдение договорной дисциплины, контроль за своевременным погашением кредитов. Необходимо повышение эффективности деятельности суда по разрешению имущественных споров.
Тем более что динамика развития криминогенных процессов настораживает. Ими охвачены практически все сферы хозяйственной жизни — отношения собственности, финансовая и банковская деятельность, производство, торговля, сервис, внешнеэкономические отношения. В настоящее время широко распространены различные виды экономических преступлений в сфере кредитно-банковских отношений, причем имеются в виду как преступления, направленные против банковских учреждений, так и правонарушения со стороны самих банков. Существенную угрозу представляет рост так называемого «черного бизнеса» с сопутствующей ему постоянной практикой отмывания денег Угрожающие формы и масштабы для развития экономики и прежде всего для становления современных рыночных структур принял рэкет, процветающий ныне на всех уровнях — от примитивного вымогательства со стороны государственных чиновников до открытого террора по отношению к работникам банков, руководителям государственных и коммерчески предприятий. Опасный характер, который принял российский бизнес наносит серьезный ущерб экономике страны в силу крайне негативного влияния описанных явлений на развитие деловой активности, привлечение зарубежных партнеров и инвестиций.
Известный исследователь российской экономики Л. Абалкин обращает внимание на еще одну фундаментальную социальную по своей природе угрозу экономической безопасности. Это сложившаяся ныне в России демографическая ситуация и долгосрочные тенденции ее развития. Крайне пессимистическая демографическая статистика дает возможность оценить качество трудового потенциала на ближайшее и более далекое будущее, что теснейшим образом связано с проблемой экономической безопасности страны. В этом смысле не может не настораживать прогрессирующее снижение рождаемости при одновременном сокращении продолжительности жизни населения, в частности, росте детской смертности; нарастание числа рождающихся физически и интеллектуально неполноценных детей; распад семей; систематический отток за рубеж женщин детородного возраста. Трудовой и интеллектуальный потенциал будущей российской экономики терпит значительный ущерб в силу ставшей уже традиционной за последние десять лет «утечки умов», которая, как подчеркивает Абалкин, никак не отражается в данных статистики, отслеживающей только этническую эмиграцию (около 100 тыс. человек в год)[20]. Статистика не включает данных по трудовой (контрактной) эмиграции, которая так или иначе охватывает примерно треть наиболее высококвалифицированных специалистов.
Контрактная (временная) эмиграция высококвалифицированных специалистов, по мнению С. Симановского, составляет существенную, хотя и латентную, угрозу экономической безопасности России. В настоящее время, по его данным, только через посредство Федеральной миграционной службы РФ ежегодно работать за границу выезжает около 7-8 тыс. человек. Существует тенденция к превращению временной эмиграции в постоянную[21].
Своеобразную также латентную форму оттока высококвалифицированных кадров из российской экономики представляет собой и найм на работу российских ученых и специалистов локализованными в России иностранными компаниями и совместными предприятиями с иностранным участием. Фактически, оставаясь гражданами России и не покидая территорию страны, эти специалисты своим трудом укрепляют не российскую экономику а материальное благополучие своих иностранных работодателей, интересы которых далеко не всегда совпадают с национальными интересами России. При этом привлечение российских специалистов в иностранные компании экономически мотивируется выгодой для последних: труд российского специалиста обычно оплачивается намного ниже, чем труд иностранцев — специалистов аналогичного профиля и того же уровня квалификации. А это, в свою очередь, обусловлено низкой ценой рабочей силы на внутреннем рынке труда в России. Отток высококвалифицированных специалистов наносит значительный ущерб российской экономике: при высоких затратах на профессиональную подготовку Россия вынуждена затем терять значительную часть лучших кадров, что естественным образом сказывается на уровне ее экономической и технологической безопасности. С. Глазьев, опираясь на расчеты американских социологов, отмечает, что стоимость подготовки одного высококвалифицированного специалиста научно-технического профиля в настоящее время составляет примерно 800 тыс. долларов. И поскольку среднегодовые темпы эмиграции научных работников из России в последние годы приблизились к цифре 5-5,5 тыс. человек в год, причиняемый тем самым российской экономике ежегодный ущерб оценивается в 4-4,5 млрд. долларов. А если к категории научных работников добавить высококвалифицированных инженерно-технических специалистов, представителей медицинских профессий, учителей и деятелей культуры, то общий годовой ущерб России от трудовой эмиграции, по данным Глазьева, достигает 50-60 млрд. долларов[22].
Подводя итог сделанному нами краткому обзору социальных угроз экономической безопасности, в качестве резюме приведем слова известного ученого, исследователя фундаментальных проблем безопасности России В.К. Сенчагова: «Независимость страны и возможность формирования самостоятельного экономического курса находится в жестких «объятиях» международных финансовых организаций. Для нового витка кризиса не хватает только поцелуя Иуды. И от кого его ждать — от своих олигархов или извне, — никто не может предсказать. Консолидация политической власти, укрепление ее вертикали пока слабо коснулись экономических и финансовых центров страны. Многие из них продолжают решать свои проблемы за счет блага всей страны. Почти не заметны положительные сдвиги в главном звене современной экономики — ее инновационном потенциале. Именно в этой сфере, формирующей будущий финансовый потенциал нации, сосредоточена главная угроза отставания России от развитых стран и самому существованию России»[23].
Вопросам обеспечения экономической безопасности России и ее регионов в последнее время уделяется повышенное внимание на всех уровнях власти. В частности, в администрации президента разработан Проект государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2010 г, который одобрен решением Межведомственной комиссии РФ по безопасности в сфере экономики 4 февраля 2002 года. С другой стороны, и российские ученые имеют собственное видение путей разрешения важнейших проблем, стоящих перед национальной экономикой на современном этапе. В цитировавшейся выше работе В.К. Сенчагова «Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности» представлены главные угрозы экономической безопасности страны на период 2001-2003 гг. К ним относятся:
1. Утеря производственного потенциала из-за высокой степени износа основных фондов. В настоящее время износ оборудования в большинстве отраслей составляет порядка 70%. Утрата фондов в 1,5 раза превышает их ввод.
2. Высокий внешний долг, вызывающий обострение финансового кризиса. Общая сумма внешнего долга России составляет приблизительно 150 млрд. долл. Обслуживание внешнего долга в 2001 г обошлось стране в сумму около 14 млрд. долл., или примерно 1/ 3 всего федерального бюджета. В 2003 г. сумма выплат по внешнему долгу составит 18 млрд. долл.
3. Низкая инвестиционная активность. В 2000 г. впервые был отмечен существенный прирост инвестиций — 17,7%. Однако в I квартале 2001 г эти темпы заметно снизились (примерно вдвое) и переломить ситуацию не удается.
4. Низкая конкурентоспособность отечественной продукции. Известно, что после резкой девальвации рубля начал существенно сокращаться импорт, и отечественные товары вновь нашли свою нишу на внутреннем рынке. Доля импорта в ресурсах розничного товарооборота снизилась с 48-50 до 35% к началу 2000 г. Однако в дальнейшем эффект импортозамещения был исчерпан. Отечественная продукция вновь перестает быть конкурентоспособной. К началу 2001 г. доля импорта в ресурсах розничного товарооборота превысила 40% и продолжает расти.
5. Высокий уровень бедности населения и низкое качество жизни большей части россиян. Доля лиц с доходами ниже прожиточного минимума несколько снизилась к началу 2001 г., однако, все еще составляет более 25%.
6. Утечка капитала. По экспертным оценкам, не лицензируемый вывоз капитала в 1992-2000 гг составил более 200 млрд. долл., в том числе в 2000 г — примерно 25 млрд. долл., и в дальнейшем существенно не снизился.
Отличительной особенностью ближайших лет (2001-2003 гг) является сочетание острой фазы угроз в финансовой сфере, прежде всего в непомерно высокой нагрузке на ВВП, на финансово-банковскую систему выплат по внешнему долу с усилением негативных тенденций в воспроизводстве основного капитала. Это порождает сбои в функционировании жизнеобеспечивающих отраслей и производств (энергетика, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство). Непредсказуема по силе своего воздействия смена положительной для российской экономики динамики цен на энергоносители на противоположную. В проекте бюджета на 2002 г цены на нефть закладываются в размере 17 долл. за баррель при 25-26 долл. среднем за 1999-2000 гг.
Одной из самых опасных угроз следует считать возможные резкие изменения курса рубля. Причем, очень чувствительны как его девальвация, так и ревальвация. И та, и другая тенденции разрушительны из-за двойственного характера российской денежной системы, базирующейся одновременно на отечественной и иностранной валютах. Из-за высокой доли иностранной валюты в балансах банков, ведущих корпораций, в сбережениях населения резкие колебания курса рубля способны вновь «взорвать» систему цен и доходов, функционирование финансовой и банковской систем. Поэтому очень важны меры по регулированию внешнеэкономической деятельности с позиции их возможного влияния на курс рубля. В этой связи снижение норматива обязательной продажи валютной выручки от экспорта до 50% (а в перспективе и полная отмена) потенциально грозит уменьшением предложения валюты на рынке и резким падением курса рубля. Следствием этого могут стать существенное повышение потребительских цен и сокращение реальных доходов населения.
Наличие описанных нами выше социальных по своей природе угроз экономической безопасности и дестабилизирующих факторов фундаментальный характер их воздействия требуют исследования проблемы обеспечения экономической безопасности страны с выходом в дисциплинарные рамки экономических наук. Возможность и необходимость социологического изучения этой проблематики ни у кого сейчас не вызывают сомнений. В этом смысле исследование проблем экономической безопасности становится составной частью предметного поля сравнительно новой обществоведческой дисциплины — социологии безопасности. По определению В.Н. Кузнецова понятие «социология безопасности» может быть отнесено к «самостоятельной социологической теория среднего уровня ориентированной на теоретические и эмпирические исследования состояния и динамики обеспечения безопасности человека, народов России, общества и государства, современной «цивилизации»[24].
В сферу исследований социологии безопасности, следовательно, входит самый широкий круг проблем, связанных с жизнеобеспечение поддержанием материального и психологического благополучия, сохранением жизни и здоровья людей. Предметное поле социология безопасности, как подчеркивает Кузнецов, включает в себя также изучение динамики взаимодействия социальных институтов и процессов сквозь призму проблем безопасности.
Рассматриваемая в таком ракурсе, экономическая безопасность как понятие раскрывает свою взаимосвязанность с протекающими в обществе социальными процессами и спецификой его институциональной структурой. Нам представляется, что исследование проблем экономической безопасности в контексте социальных институтов и процессов является эвристически перспективным, подразумевая понимание общества как единства целостности. Общество, охраняющее свою экономическую безопасность, это такое общество, которое в силах обеспечить и технологическую экологическую, социальную безопасность, это общество, ориентированное на стабильность, благополучие и комфорт для составляющих его индивидов и групп. Это общество, успешно преодолевающее тенденции социального конфликта и деструкции, рассматривающее сохранение себя в качестве уникальной, неповторимой системы как основную ценность.
На уровне стратегии социально-экономического развития экономическая безопасность должна пониматься как состояние общества и экономики, неразрывно связанное с нахождением институционального, идеологического и хозяйственного оптимума, на основе которого возможен максимально продуктивный баланс стихийно-рыночного развития и сознательного регулирования экономических процессов.
Исходя из этого социологическое исследование условий и факторов обеспечения экономической безопасности современной России возможно как анализ состояния институциональной среды, выявление тех ее специфических особенностей и характеристик, которые способствуют удержанию хаоса и затрудняют продвижение процесса социально-экономической стабилизации.
Итак, рассмотрев по ходу изложения данного параграфа работы социальные аспекты содержания понятия экономической безопасности, мы пришли к следующим выводам.
Понятие экономической безопасности, взятое в наиболее широком ракурсе, представляет собой комплексный концепт, совмещающий в себе экономико-производственные, финансовые, демографические, социально-стратегические, социоструктур- ные, политические, идеологические компоненты. Комплексный характер этого понятия, некоторая размытость его границ, на которую указывают исследователи, обусловливают потребность в междисциплинарном анализе его референта. Социологическая составляющая такого анализа может заключаться в исследовании на основе ключевых парадигм современной социологии процессов и феноменов жизнедеятельности общества, так или иначе сопряженных с рисками и вызовами и составляющими угрозу экономической безопасности России.
[1] Кушлин В.И. Введение. // Экономическая безопасность хозяйственных систем. М., 2001. С. 7.
[2] Прохожев А., Корнилов М. О проблеме критериев и оценок экономической безопасности // Общество и экономика. 2003. № 4-5. С. 225.
[3] Тамбовцев В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура. проблема // Вестник МГУ. Серия 6 «Экономика». 1999. № 3. С. 9.
[4] Савин В.А. Некоторые аспекты экономической безопасности России // Международный бизнес России. 1995. № 9. С. 8.
[5] Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12.
[6] Илларионов А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. № 10. С. 49.
[7] Акимов В., Гыске А. Методологические аспекты экономической безопасности России // Управление риском. 1999. № З. С. 4.
[8] Сенчагов В. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1995. С. 98.
[9] Глазьев С. Основа обеспечения экономической безопасности страны — альтернативный реформационный курс // РЭЖ, 1997. № 1. С. 5.
[10] Глазьев С. Основа обеспечения экономической безопасности страны — альтернативный реформационный курс // РЭЖ, 1997. № 1. С. 6-7.
[11] Обзор основных тенденций российской экономики // Вопросы экономики. 2002. № 5. С. 41.
[12] Обзор основных тенденций российской экономики // Вопросы экономики. 2002. № 5.
[13] Ийр:// www.aviaport.ru/news/Markets/22485.html
[14] См.: Орлов А. Угрозы в социальной сфере: их диагностика и возможности предупреждения // Вопросы экономики. 1995. № 1. С. 107.
[15] Покровский Н.Е. Роль поколений в процессе глобализации современной России // Россия в глобальном контексте. М., 2002. С. 89.
[16] Статистическое обозрение (Госкомстат РФ). 1997. № 12. С. 68.
[17] Орлов А. Угрозы в социальной сфере: их диагностика и возможности предупреждения // Вопросы экономики. 1997. № 10; Статистическое обозрение. 1998. № 2. С. 68.
[18] Обзор основных тенденций российской экономики // Вопросы экономики. 2002. № 5 С. 45.
[19] Бушкевич М. Это знакомое слово — безопасность // Деловой мир. 1996. 6 авг. С. 5.
[20] Абалкин Л. Указ. соч.. С. 9.
[21] Там же. С. 10.
[22] Глазьев С. Российская реформа и новый экономический порядок // РЭЖ. 1997. № 7. С. 3.
[23] Сенчагов В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие (книга четвертая) // Институт экономики РАН. М., 2002. С. 103.
[24] Кузнецов В.Н. Социология безопасности: Формирование культуры безопасности в трансформирующем обществе. М., 2002. С. 24.
© Публикуемый материал является объектом авторского права. Запрещается копирование, распространение или любое иное использование информации без предварительного письменного согласия правообладателя.